Фестиваль-конкурс имени Николая Струве: открытие новых имен
06.11.2018 10:55:003 и 4 ноября в 1-м Московском областном музыкальном колледже прошел I-й фестиваль-конкурс вокальной музыки начала ХХ века имени Николая Струве.
Этому предшествовала многолетняя краеведческая, научная и организационная работа, которая помогла открыть имя талантливого композитора, сына основателя Коломенского завода. Поэтому первый день конкурса был полностью отдан научно-практической конференции "Коломенское наследие", на которой гости узнали удивительные факты биографии Николая, о его многолетней дружбе с Сергеем Рахманиновым и большом вкладе в деятельность Российского музыкального издательства.
Николай Струве (13 апреля 1875 — 3 ноября 1920) , сын одного из основателей Коломенского машиностроительного завода Густава Струве и известной пианистки Ольги Дризен, был профессиональным музыкантом, получившим образование сначала в Московской, а затем в Дрезденской консерватории. Там он близко сошелся с Сергеем Рахманиновым. Как пишет его сестра Софья Александровна Сытина: "...Знакомство их вскоре переросла в большую дружбу, которая не прекращалась до самой смерти Струве. Кроме взаимной личной симпатии, их крепко связала общая любовь к музыке". Именно Струве ввели Рахманинова в круг немецкого музыкального сообщества.
Под впечатлением увиденной картины А. Бёклина "Остров мертвых" С.В. Рахманинов написал симфоническую поэму с одноименным названием с посвящением "Николаю Струве, в знак дружбы. Дрезден. 17 апреля 1909 год". Со своей стороны Николай посвятил Сергею вокальный цикл "Наброски" (из Козьмы Пруткова).
О характере отношений между музыкантами говорит следующий факт. После трагической гибели композитора в ноябре 1920 года в Париже Рахманинов, который по всеобщему признанию был интровертом, писал сыну Струве: «Смерть его потрясла меня. Если вы осиротели, то осиротел и я. Это был мой верный и к тому же, единственный друг».
На рубеже XIX-XX веков Коломенский край был одним из центров музыкальной культуры России. В усадьбе директора и контрабасиста Сергея Кусевицкого в Акатьево и в имении Струве в Ибердцах Рязанской губернии, что неподалеку от Коломны, проводились музыкальные вечера, где звучала музыка композиторов "Серебряного века", в которых принимали участие С. Рахманинов, Н. Метнер, А. Скрябин, Ф. Шаляпин и другие известные музыканты того времени. Отличительной чертой творчества самого Николая Струве является выражение глубоких переживаний в краткой форме музыкальных миниатюр. Однако, имя Николая известно прежде всего в связи с образованием в 1909 году Российского музыкального издательства, которое было создано чтобы "обслуживать русских композиторов и освободить их от эксплуатации торгашей-издателей". Как было написано в одной из немецких газет того времени: "Супруги Кусевицкие пожертвовали на это предприятие 1 миллион марок и обязались давать ежегодно в течение 10 лет по 80 тысяч марок".
По рекомендации Рахманинова управляющим делами стал Николай Струве. которой отдавал этой работе все свои силы и время (сочинять он практически перестал). У него завязались отношения и переписка с будущими гениями музыкальной мировой культуры: Стравинским, Прокофьевым, Скрябиным... По воспоминаниям последнего, после подписания договора с издательством он впервые подумал о творчестве, а не о том, как выжить его семье. Сейчас вся переписка, весь фонд Российского музыкального общества находиться в библиотеке Конгресса США, куда эмигрировал Сергей Кусевицкий (там он в более двадцати лет руководил Бостонским симфоническим оркестром).
Большой вклад в изучение наследия Николая внес доктор Йохен Хойслер (Германия). У него на родине сочинения Николая фон Струве с успехом исполнялись, о чем свидетельствуют документы дрезденских архивов и экспозиции музыкальных музеев. Наследница фамилии фон Струве и Крюденер Людмила Трушталевская, которая являлась членом жюри коломенского фестиваля-конкурса, неоднократно сама видели нотные листы с авторством Н. Струве, раскрытыми на пюпитрах европейских музеев.
Однако в России записи были утеряны, вследствие чего музыка Н. Струве была забыта. Но сейчас благодаря группе энтузиастов, в числе которых начальник УВСиКК Коломенского завода Е.В. Бычкова, преданные забвению сведения о значимых людях нашего завода становятся достоянием общественности.
В I-м фестивале-конкурсе вокальной музыки начала ХХ века приняли участие двадцать исполнителей разных возрастов и уровня подготовки из семи городов. Жюри под председательством вице-президента Рахманиновского общества России Людмилой Александровной Скафтымовой, оценивало мастерство исполнения русских романсов, а также произведений Николая Струве на немецком языке.
Лучшим исполнителем его музыкальных зарисовок была признана солистка Санкт-Петербургского Русско-немецкого "Центра встреч при Петрикирхе" Наталья Шмидт.
А специальный приз "Коломенского завода" получила студентка 2 курса вокального отделения ФГБПОУ "Академическое музыкальное училище при консерватории им. П.И. Чайковского" Гоар Асатрян.
Как рассказала вокалистка, музыкой она занимается с детства. Гоар с успехом закончила коломенскую музыкальную школу им. Свешникова и сейчас продолжает учебу в Москве. На курсах изучает немецкий язык и планирует уехать на стажировку в Германию, так как там очень сильная музыкальная школа.
– Произведения Николая Струве я обязательно включу в свой репертуар, – рассказала Гоар, – Для меня его музыка стала откровением. Хотя она достаточна сложна и для исполнения и для восприятия из-за большого количества диссонансов, романсы Струве по-своему мелодичны.
Этому предшествовала многолетняя краеведческая, научная и организационная работа, которая помогла открыть имя талантливого композитора, сына основателя Коломенского завода. Поэтому первый день конкурса был полностью отдан научно-практической конференции "Коломенское наследие", на которой гости узнали удивительные факты биографии Николая, о его многолетней дружбе с Сергеем Рахманиновым и большом вкладе в деятельность Российского музыкального издательства.
Николай Струве (13 апреля 1875 — 3 ноября 1920) , сын одного из основателей Коломенского машиностроительного завода Густава Струве и известной пианистки Ольги Дризен, был профессиональным музыкантом, получившим образование сначала в Московской, а затем в Дрезденской консерватории. Там он близко сошелся с Сергеем Рахманиновым. Как пишет его сестра Софья Александровна Сытина: "...Знакомство их вскоре переросла в большую дружбу, которая не прекращалась до самой смерти Струве. Кроме взаимной личной симпатии, их крепко связала общая любовь к музыке". Именно Струве ввели Рахманинова в круг немецкого музыкального сообщества.
Под впечатлением увиденной картины А. Бёклина "Остров мертвых" С.В. Рахманинов написал симфоническую поэму с одноименным названием с посвящением "Николаю Струве, в знак дружбы. Дрезден. 17 апреля 1909 год". Со своей стороны Николай посвятил Сергею вокальный цикл "Наброски" (из Козьмы Пруткова).
О характере отношений между музыкантами говорит следующий факт. После трагической гибели композитора в ноябре 1920 года в Париже Рахманинов, который по всеобщему признанию был интровертом, писал сыну Струве: «Смерть его потрясла меня. Если вы осиротели, то осиротел и я. Это был мой верный и к тому же, единственный друг».
На рубеже XIX-XX веков Коломенский край был одним из центров музыкальной культуры России. В усадьбе директора и контрабасиста Сергея Кусевицкого в Акатьево и в имении Струве в Ибердцах Рязанской губернии, что неподалеку от Коломны, проводились музыкальные вечера, где звучала музыка композиторов "Серебряного века", в которых принимали участие С. Рахманинов, Н. Метнер, А. Скрябин, Ф. Шаляпин и другие известные музыканты того времени. Отличительной чертой творчества самого Николая Струве является выражение глубоких переживаний в краткой форме музыкальных миниатюр. Однако, имя Николая известно прежде всего в связи с образованием в 1909 году Российского музыкального издательства, которое было создано чтобы "обслуживать русских композиторов и освободить их от эксплуатации торгашей-издателей". Как было написано в одной из немецких газет того времени: "Супруги Кусевицкие пожертвовали на это предприятие 1 миллион марок и обязались давать ежегодно в течение 10 лет по 80 тысяч марок".
По рекомендации Рахманинова управляющим делами стал Николай Струве. которой отдавал этой работе все свои силы и время (сочинять он практически перестал). У него завязались отношения и переписка с будущими гениями музыкальной мировой культуры: Стравинским, Прокофьевым, Скрябиным... По воспоминаниям последнего, после подписания договора с издательством он впервые подумал о творчестве, а не о том, как выжить его семье. Сейчас вся переписка, весь фонд Российского музыкального общества находиться в библиотеке Конгресса США, куда эмигрировал Сергей Кусевицкий (там он в более двадцати лет руководил Бостонским симфоническим оркестром).
Большой вклад в изучение наследия Николая внес доктор Йохен Хойслер (Германия). У него на родине сочинения Николая фон Струве с успехом исполнялись, о чем свидетельствуют документы дрезденских архивов и экспозиции музыкальных музеев. Наследница фамилии фон Струве и Крюденер Людмила Трушталевская, которая являлась членом жюри коломенского фестиваля-конкурса, неоднократно сама видели нотные листы с авторством Н. Струве, раскрытыми на пюпитрах европейских музеев.
Однако в России записи были утеряны, вследствие чего музыка Н. Струве была забыта. Но сейчас благодаря группе энтузиастов, в числе которых начальник УВСиКК Коломенского завода Е.В. Бычкова, преданные забвению сведения о значимых людях нашего завода становятся достоянием общественности.
В I-м фестивале-конкурсе вокальной музыки начала ХХ века приняли участие двадцать исполнителей разных возрастов и уровня подготовки из семи городов. Жюри под председательством вице-президента Рахманиновского общества России Людмилой Александровной Скафтымовой, оценивало мастерство исполнения русских романсов, а также произведений Николая Струве на немецком языке.
Лучшим исполнителем его музыкальных зарисовок была признана солистка Санкт-Петербургского Русско-немецкого "Центра встреч при Петрикирхе" Наталья Шмидт.
А специальный приз "Коломенского завода" получила студентка 2 курса вокального отделения ФГБПОУ "Академическое музыкальное училище при консерватории им. П.И. Чайковского" Гоар Асатрян.
Как рассказала вокалистка, музыкой она занимается с детства. Гоар с успехом закончила коломенскую музыкальную школу им. Свешникова и сейчас продолжает учебу в Москве. На курсах изучает немецкий язык и планирует уехать на стажировку в Германию, так как там очень сильная музыкальная школа.
– Произведения Николая Струве я обязательно включу в свой репертуар, – рассказала Гоар, – Для меня его музыка стала откровением. Хотя она достаточна сложна и для исполнения и для восприятия из-за большого количества диссонансов, романсы Струве по-своему мелодичны.