Новый газовый двигатель-генератор 9 ГМГ
24.12.2018 11:25:0021 декабря в ОАО "Коломенский завод" (входит в АО "Трансмашхолдинг) состоялось координационное совещание с участием представителей ПАО "Газпром", ОАО "Российские железные дороги", АО «Синара-Транспортные Машины», АО "Трансмашхолдинг" по рассмотрению результатов реализации четырехстороннего Соглашения о создании локомотивной техники, работающей на газовом топливе.
Участники совещания ознакомились с возможностями и потенциалом предприятия в деле освоения перспективного направления создания и производства газомоторной техники. В машиносборочном цехе гостям был представлен собранный и готовый к испытаниям первый газопоршневой локомотивный двигатель-генератор 9ГМГ. Создатели двигателя рассказали о его конструкции, применяемых технологиях, новаторских идеях, ответили на вопросы.
Обсуждение темы использования природного газа в качестве топлива на железнодорожном транспорте было продолжено во время рабочего совещания под председательством заместителя генерального директора – главного инженера ОАО «Российские железные дороги» Сергея Алексеевича Кобзева.
Открывая совещание, Сергей Алексеевич отметил, что данная встреча – очень яркое и значимое событие: «В планах долгосрочного развития компании до 2025 года заложены инвестиционные средства на приобретение маневрового и магистрального локомотивного парка с газовыми двигательными установками. Нам нужны сотни таких локомотивов. Создание газомоторного локомотивного парка – очень хороший и знаковый проект для нашей страны. Дизелестроители сделали себе прекрасный новогодний подарок. Это здорово, огромное вам за это «Спасибо!».
Перспективы развития газомоторной техники
Выбор газа в качестве топлива был очевиден давно. И он был сделан не только из-за решения экологических задач (причем, это касается как уменьшения вредных выбросов в атмосферу, так и улучшения экологии на самом производстве), но и более низкой цены газового топлива. Внедрение газовых двигателей существенно снизит расходы на эксплуатацию и обслуживание такой техники. Масштабы использования природного газа в качестве топлива, по мнению участников координационного совещания, должны быть увеличены. Создание газомоторной техники нового поколения – одно из важных направлений дальнейшего развития российской экономики. Со стороны Правительства уже даны поручения на разработку программ по переводу мобильного парка транспортных средств государственных компаний на природный газ. К примеру, уже сейчас в компании "Газпром" эксплуатируется свыше 11 000 единиц газомоторных транспортных средств различного назначения.
В рамках Соглашения о сотрудничестве в области использования природного газа в качестве моторного топлива между ПАО "Газпром", ОАО "РЖД", АО «Синара-Транспортные Машины», АО "Трансмашхолдинг" в феврале 2018 года была подписана программа мероприятий и с этого времени началась серьезная работа по ее выполнению со стороны всех заинтересованных сторон.
Так, АО «Трансмашхолдинг» обязуется к концу 2021 года испытать и сдать в эксплуатацию первый маневровый газотепловоз ТЭМ29, который изготовит «Брянский машиностроительный завод», оснащенный газовым двигателем-генератором 9ГМГ производства ОАО «Коломенский завод». Оба предприятия входят в состав ТМХ.
АО «Синара-Транспортные Машины» ведут работы по усовершенствованию газотурбовоза ГТ1h и осваивает выпуск маневровых газомоторных локомотивов ГТЭМ1 и ТЭМГ1 новых серий.
Газпром взял на себя обязательства по развитию инфраструктуры и строительству комплексов по производству сжиженного природного газа (СПГ) требуемого качества.
Со своей стороны ОАО «РЖД» готово поддерживать разработчиков и производителей и закупать маневровые газопоршневые тепловозы и магистральные газотурбовозы.
9ГМГ – усовершенствованный и унифицированный
На координационном совещании 21 декабря 2018 года представители ОАО «Коломенский завод» рассказали и показали, что было сделано в рамках подписанной программы мероприятий. А именно, предъявленный гостям опытный образец газового двигатель-генератора 9ГМГ (8ГЧН26/26 – восьми цилиндровый газовый четырехтактный с наддувом, диаметр цилиндра 26, ход поршня – 26).
«Создавая 9ГМГ , – рассказал на совещании технический директор Коломенского завода Вячеслав Аркадьевич Шелеметьев, – мы поставили задачу максимально унифицировать его с тем размерным рядом двигателей, который выпускает завод. Уровень унификации этой машины с серийно выпускаемыми дизелями типа Д49, составляет около 90%, что позволит выпускать эти моторы в едином технологическом потоке".
Одна из особенностей продукции Коломенского завода – блочно-модульная конструкция. Она позволяет деталесборочные узлы и единицы собирать и испытывать отдельно, после чего, они, уже проверенные, поступают в сборочный цех. В случае технического обслуживания или выхода из строя, модули и блоки можно быстро заметить. Это значительно оптимизирует регламент технического обслуживания.
При создании газового двигателя и при проектировании испытательного стенда и конструкторы Коломенского завода старались использовать комплектующие производства российских предприятий. Стенд разработала хорошо зарекомендовавшая себя российская фирма «Локомотив-Сервис».
Новый поршень, крышки цилиндров будут производить на Коломенском заводе. Турбокомпрессор разработан и изготовлен ООО «Специальное конструкторское бюро турбонагнетателей» (г. Пенза). В перспективе будет два поставщика. Второй – ОАО «Пензадизельмаш». Новый тяговый агрегат разрабатывается на «НЭВЗе». Оба эти предприятия входят в состав ТМХ. Работа с отечественными поставщиками и поиск новых, которые смогут делать комплектующие изделия с требуемыми характеристиками, будет продолжена.
Заместитель главного конструктора по дизельному машиностроению и спецпродукции Коломенского завода Владислав Владимирович Калиниченко рассказал о результатах испытаний одноцилиндрового отсека двигателя 9ГМГ: «Мы определили влияние регулировочных параметров на рабочий процесс, а также нашли экспериментальное подтверждение результатов расчетных исследований».
Главный конструктор по дизельному машиностроению и спецпродукции Андрей Николаевич Кострыгин рассказал о современных интеллектуальных технологиях, использованных при проектировании первого газового двигателя, продемонстрировал результаты прочностных расчетов и интерактивную трехмерную модель 9ГМГ .
В настоящий момент идет строительство стендов для испытаний полноразмерных газовых и газодизельных двигателей, необходимое оборудование уже закуплено. В дальнейшем на Коломенском заводе будут производиться газовые двигатели и газодизели в 8-ми, 12-ти, 16-ти и 20-ти цилиндровом исполнении. Поэтому будет построено два стенда. Один – для испытания газовых моторов и газодизелей мощностью до 1000 кВт, второй – до 3500 кВт.
Испытания восьмицилиндрового 9ГМГ начнутся в феврале следующего года, к июню двигатель планируется сдать межведомственной комиссии и подготовить к отгрузке на «БМЗ». К концу 2021 года АО «Трансмашхолдинг» обязуется испытать и сдать в эксплуатацию первый газотепловоз ТЭМ29 с улучшенными экономическими и экологическими параметрами.
Участники совещания ознакомились с возможностями и потенциалом предприятия в деле освоения перспективного направления создания и производства газомоторной техники. В машиносборочном цехе гостям был представлен собранный и готовый к испытаниям первый газопоршневой локомотивный двигатель-генератор 9ГМГ. Создатели двигателя рассказали о его конструкции, применяемых технологиях, новаторских идеях, ответили на вопросы.
Обсуждение темы использования природного газа в качестве топлива на железнодорожном транспорте было продолжено во время рабочего совещания под председательством заместителя генерального директора – главного инженера ОАО «Российские железные дороги» Сергея Алексеевича Кобзева.
Открывая совещание, Сергей Алексеевич отметил, что данная встреча – очень яркое и значимое событие: «В планах долгосрочного развития компании до 2025 года заложены инвестиционные средства на приобретение маневрового и магистрального локомотивного парка с газовыми двигательными установками. Нам нужны сотни таких локомотивов. Создание газомоторного локомотивного парка – очень хороший и знаковый проект для нашей страны. Дизелестроители сделали себе прекрасный новогодний подарок. Это здорово, огромное вам за это «Спасибо!».
Перспективы развития газомоторной техники
Выбор газа в качестве топлива был очевиден давно. И он был сделан не только из-за решения экологических задач (причем, это касается как уменьшения вредных выбросов в атмосферу, так и улучшения экологии на самом производстве), но и более низкой цены газового топлива. Внедрение газовых двигателей существенно снизит расходы на эксплуатацию и обслуживание такой техники. Масштабы использования природного газа в качестве топлива, по мнению участников координационного совещания, должны быть увеличены. Создание газомоторной техники нового поколения – одно из важных направлений дальнейшего развития российской экономики. Со стороны Правительства уже даны поручения на разработку программ по переводу мобильного парка транспортных средств государственных компаний на природный газ. К примеру, уже сейчас в компании "Газпром" эксплуатируется свыше 11 000 единиц газомоторных транспортных средств различного назначения.
В рамках Соглашения о сотрудничестве в области использования природного газа в качестве моторного топлива между ПАО "Газпром", ОАО "РЖД", АО «Синара-Транспортные Машины», АО "Трансмашхолдинг" в феврале 2018 года была подписана программа мероприятий и с этого времени началась серьезная работа по ее выполнению со стороны всех заинтересованных сторон.
Так, АО «Трансмашхолдинг» обязуется к концу 2021 года испытать и сдать в эксплуатацию первый маневровый газотепловоз ТЭМ29, который изготовит «Брянский машиностроительный завод», оснащенный газовым двигателем-генератором 9ГМГ производства ОАО «Коломенский завод». Оба предприятия входят в состав ТМХ.
АО «Синара-Транспортные Машины» ведут работы по усовершенствованию газотурбовоза ГТ1h и осваивает выпуск маневровых газомоторных локомотивов ГТЭМ1 и ТЭМГ1 новых серий.
Газпром взял на себя обязательства по развитию инфраструктуры и строительству комплексов по производству сжиженного природного газа (СПГ) требуемого качества.
Со своей стороны ОАО «РЖД» готово поддерживать разработчиков и производителей и закупать маневровые газопоршневые тепловозы и магистральные газотурбовозы.
9ГМГ – усовершенствованный и унифицированный
На координационном совещании 21 декабря 2018 года представители ОАО «Коломенский завод» рассказали и показали, что было сделано в рамках подписанной программы мероприятий. А именно, предъявленный гостям опытный образец газового двигатель-генератора 9ГМГ (8ГЧН26/26 – восьми цилиндровый газовый четырехтактный с наддувом, диаметр цилиндра 26, ход поршня – 26).
«Создавая 9ГМГ , – рассказал на совещании технический директор Коломенского завода Вячеслав Аркадьевич Шелеметьев, – мы поставили задачу максимально унифицировать его с тем размерным рядом двигателей, который выпускает завод. Уровень унификации этой машины с серийно выпускаемыми дизелями типа Д49, составляет около 90%, что позволит выпускать эти моторы в едином технологическом потоке".
Одна из особенностей продукции Коломенского завода – блочно-модульная конструкция. Она позволяет деталесборочные узлы и единицы собирать и испытывать отдельно, после чего, они, уже проверенные, поступают в сборочный цех. В случае технического обслуживания или выхода из строя, модули и блоки можно быстро заметить. Это значительно оптимизирует регламент технического обслуживания.
При создании газового двигателя и при проектировании испытательного стенда и конструкторы Коломенского завода старались использовать комплектующие производства российских предприятий. Стенд разработала хорошо зарекомендовавшая себя российская фирма «Локомотив-Сервис».
Новый поршень, крышки цилиндров будут производить на Коломенском заводе. Турбокомпрессор разработан и изготовлен ООО «Специальное конструкторское бюро турбонагнетателей» (г. Пенза). В перспективе будет два поставщика. Второй – ОАО «Пензадизельмаш». Новый тяговый агрегат разрабатывается на «НЭВЗе». Оба эти предприятия входят в состав ТМХ. Работа с отечественными поставщиками и поиск новых, которые смогут делать комплектующие изделия с требуемыми характеристиками, будет продолжена.
Заместитель главного конструктора по дизельному машиностроению и спецпродукции Коломенского завода Владислав Владимирович Калиниченко рассказал о результатах испытаний одноцилиндрового отсека двигателя 9ГМГ: «Мы определили влияние регулировочных параметров на рабочий процесс, а также нашли экспериментальное подтверждение результатов расчетных исследований».
Главный конструктор по дизельному машиностроению и спецпродукции Андрей Николаевич Кострыгин рассказал о современных интеллектуальных технологиях, использованных при проектировании первого газового двигателя, продемонстрировал результаты прочностных расчетов и интерактивную трехмерную модель 9ГМГ .
В настоящий момент идет строительство стендов для испытаний полноразмерных газовых и газодизельных двигателей, необходимое оборудование уже закуплено. В дальнейшем на Коломенском заводе будут производиться газовые двигатели и газодизели в 8-ми, 12-ти, 16-ти и 20-ти цилиндровом исполнении. Поэтому будет построено два стенда. Один – для испытания газовых моторов и газодизелей мощностью до 1000 кВт, второй – до 3500 кВт.
Испытания восьмицилиндрового 9ГМГ начнутся в феврале следующего года, к июню двигатель планируется сдать межведомственной комиссии и подготовить к отгрузке на «БМЗ». К концу 2021 года АО «Трансмашхолдинг» обязуется испытать и сдать в эксплуатацию первый газотепловоз ТЭМ29 с улучшенными экономическими и экологическими параметрами.